Глава 5. Маркетинговая стратегия развития инновационного вуза


5.4. Многоуровневый образовательный комплекс как способ ускорения инновационных процессов

Появление многоуровневых образовательных комплексов обусловлено рядом объективных причин социально-экономического порядка. В их числе особо можно выделить следующие:

переход экономики на рыночные условия хозяйствования, вызвавший динамичное развитие рынка труда, что потребовало адекватной реакции структур, готовящих кадры различного уровня по устоявшимся и новым профессиям;

резкое сокращение бюджетного финансирования, появление рынка платных образовательных услуг, повлекшие за собой ужесточение требований к эффективности образовательного процесса в целом и использования материально-технической базы в частности;

необходимость переобучения и переквалификации значительного количества кадров из числа работающей категории населения.

Диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность всех трех исходных позиций неизбежно породили многоуровневые образовательные комплексы, как наиболее оптимальную форму, демонстрирующую пример системного решения одновременно всех трех проблем.

Создание университетских многоуровневых образовательных комплексов в последние годы рекомендуется, регулируется и практикуется Министерством образования России. Организующее начало Минобразования РФ в этом интересном процессе сопровождается определением параметров, выработкой требований, особенно по реализации в этой части Государственных стандартов.

Многоуровневый образовательный комплекс, на наш взгляд, есть совокупность образовательных структур, реализующих различные уровни познания, профессиональной подготовки с различными конечными целями, возможностями и последствиями для обучаемых, образующими при этом единую интегрированную устойчивую систему постоянно действующих прямых и обратных связей, конкретно выражающихся в непрерывности образования.

Многоуровневый образовательный комплекс, исходя из этого, имеет как бы уточненные, целенаправленные самостоятельные функции, хотя каждая его структура имеет свой конкретный уровень подготовки студентов. Но при этом структуры настолько взаимосвязаны, что итоги деятельности одной из них являются началом и основой деятельности другой, причем как по вертикали, так и по горизонтали. Наличие параллельных связей между структурными подразделениями МОК придает всей системе гибкость, маневренность, самодостаточность, стабильность и динамизм развития.

Омский многоуровневый образовательный комплекс создан как некоммерческое партнерство на базе Омского экономического института. Договор о сотрудничестве был заключен между собственно институтом, Омским филиалом Сибирского университета потребительской кооперации, Колледжем предпринимательства и права, Омским региональным центром содействия предпринимательству, ГОУ НПО «Профессиональное училище», негосударственным образовательным учреждением (НОУ) лицеем «Шанс», ООО Информационно-кадровым агентством «Перспектива».

Становление Многоуровневого образовательного комплекса происходило не стихийно, это был сознательный, управляемый процесс. Его появление позволяет решать одновременно более эффективно две главные проблемы нынешней системы образования. Эти две проблемы – качество образования и его доступность. Есть несколько причин актуализации этих проблем. Главная из них – фактор конкуренции, он все более становится определяющим не только в чисто образовательной сфере, но и на рынке труда, в экономике в целом. Действие его проявляется в следующем порядке:

Развитие рыночных отношений в экономике, обозначившийся ее подъем резко усилили корпоративную конкуренцию, что заставило предприятия особое внимание обратить на профессионализм и качество подготовки кадров. Работодатель ищет сейчас не просто специалиста, а специалиста нового типа - обладающего не только профессиональной, но и общей культурой.

Изменения в кадровой политике корпораций повлияли на рынок труда и тоже создали интересную ситуацию: с одной стороны, безработица, с другой - нехватка кадров с современным уровнем подготовки.

Для всех образовательных учреждений это должен быть острый сигнал – необходимо достаточно быстро и эффективно повышать качество образования. А это, в свою очередь, ставит в необходимое положение кадры самих образовательных структур – у плохого учителя не может быть хорошего ученика.

Отсюда – возросшая роль высоких технологий во всех сферах экономики и жизни общества в целом, в том числе в сфере образования. При этом, в силу ряда причин высокие технологии чаще всего имеют приобретенный характер и требуют кадров совершенно иного качества, чем это было до сих пор.

И наконец, третий определяющий фактор – изменившийся характер отношений между образовательным учреждением и потребителями образовательных услуг, которые за свои деньги хотят получать не образование вообще, а образование определенного качества.

Нетрудно спрогнозировать, что в ближайшей и отдаленной перспективе рынок труда постоянно будет требовать специалиста:

- хорошо владеющего информационными технологиями;

- имеющего навыки аналитической работы;

- имеющего самый широкий набор разносторонних профессиональных качеств.

А теперь, представим образовательное учреждение, из стен которого может выйти такой специалист. Оно должно иметь собственную научно-исследовательскую базу и возможности ее содержать; оно должно иметь мощную информационную базу и возможность ее содержать; оно должно иметь многоуровневую систему образования и широкие возможности переподготовки и перепрофилирования специалистов. Именно этим параметрам соответствует Многоуровневый образовательный комплекс.

Омский МОК имеет научно-исследовательскую лабораторию менеджмента, маркетинга и предпринимательства, научно-технгическую лабораторию информационных технологий, и все его структуры могут заниматься в ней исследованиями, имеет собственное научное издательство – обязательное условие научного обмена, информационную систему, объединенную в две локальных сети с выделенными серверами, компьютерные классы, Интернет-центр, подключенная к системе ИРБИС библиотека – это что касается компьютерных технологий, а есть еще информационные технологии в более широком смысле слова – телерадиоцентр с сетью, две газеты, журнал. Каждому в отдельности участнику МОК не под силу все это содержать, да и нужно ли?

И, наконец, МОК – это многоуровневая система непрерывного образования:

1. Довузовский уровень:

лицей (подготовительное отделение);

профессиональное училище - начальное профессиональное образование;

колледж - среднее профессиональное образование;

- повышенный уровень СПО;

- дополнительное профессиональное образование.

2. Вузовский уровень:

институт - бакалавриат;

-специалист высшего профессионального образования;

- дополнительное профессиональное образование.

филиал университета - специалист высшего профессионального образования;

3. Послевузовский уровень:

аспирантура, соискательство ученой степени кандидата наук;

повышение квалификации (стажировка в отечественных и зарубежных вузах).

И вторая проблема – доступность образования. Во-первых, она тесно связана с проблемой качества. Один из факторов повышения качества – это уровень подготовки абитуриентов. Никто не сомневается, что чем ниже этот уровень, тем выше затраты учебного заведения на подготовку будущего специалиста.

Сейчас ведь учебное заведение вынуждено больше тратить средств на «подтягивание» недостаточно подготовленного в школе абитуриента. Чтобы этого не происходило, учебное заведение должно иметь возможность максимально широкого выбора.

Значит, чем доступнее будет образование, тем шире будет этот выбор. Таким образом, доступность образования – это не просто важная социальная задача, но и конкретная задача, решение которой в интересах самого учебного заведения и региона, в котором мы обитаем. И второе. Максимально широкий выбор и максимальная доступность – это еще и фактор, который снижает эффект от действия губительных для образовательного учреждения демографических волн.

Многоуровневый образовательный комплекс, функционируя в системе образования Омской области, наряду с образовательной, экономической деятельностью несет и определенную социальную нагрузку. Конкретно, его социальная функция выражается через ряд позиций. Так комплекс:

постоянно расширяет выбор образовательных услуг для населения области: молодежи, работающего населения, желающих повысить квалификацию, пройти переподготовку;

в качестве социальных льгот для жителей села в течение ряда лет снижает плату за обучение студентов очной, заочной форм обучения и для специалистов, проходящих переподготовку или повышение квалификации;

в качестве социальной льготы колледж и институт ведут обучение в кредит студентов сельской местности с учетом их низкой платежеспособности;

особая социально-значимая мера – прием колледжем и его сельскими филиалами для профессионального обучения школьников с 9-летним образованием, основная масса которых слабо владеет знаниями по химии, математике, физике, истории, иностранному языку, информатике и имеет значительные пробелы в социальной адаптации. Педколлектив путем дополнительной нагрузки доводит каждого из них до необходимого уровня знаний.

в воспитательной работе педагогический коллектив, испытывая ответственность перед обществом, а также за судьбу каждого выпускника, старается прививать лучшие судьбоносные качества студентам: чувство гражданской ответственности, порядочности, нравственности, сопричастности к общему делу, т.е. качества, присущие личности в широком смысле этого слова;

учебное заведение, создавая внешнюю и внутреннюю благоустроенность, проявляет тем самым заботу и уважение к каждому студенту, сотруднику, жителю микрорайона, что помогает формировать у них чувство самоуважения, понимание и восприятие прекрасного, желание его сохранять и ценить.

Выводы:

· Фактор конкурентоспособности на ближайшую перспективу будет определяющим в развитии учебных заведений.

· Главные условия повышения конкурентоспособности – доступность и качество образования.

· Оптимальная структура, обеспечивающая качество и доступность должна быть основана на принципах многоуровневости и непрерывности образования.

Таким образом, можно сформулировать общую стратегическую модель образовательного учреждения на ближайшее время. Она выглядит следующим образом:

Важнейшей целью в этот период является формирование модели развития, представляющей многоуровневый образовательный комплекс, который позволит обеспечить:

· новое качество образовательных услуг - на основе совершенствования учебного процесса, научных достижений и информационных технологий;

· непрерывность образовательного процесса – на основе эффективного использования всех образовательных структур, входящих в комплекс;

· доступность образования – за счет расширения сферы действия.

Осуществление этой модели позволит усилить экономическую эффективность предоставления образовательных услуг и повысить уровень корпоративной культуры преподавателей, сотрудников и студентов.