Глава 5. Маркетинговая стратегия развития инновационного вуза


5.3. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность на рынке образовательных услуг

В рамках общей концепции маркетинга выделяются особо ведущие, основные концепции: концепция интенсификации коммерческих усилий и концепция совершенствования товаров. Совокупность этих концепций в нашем случае определяет успех продажи образовательных услуг колледжа и предопределяет общие проблемы качества преподавания и педагогической деятельности.

Актуальность повышения качества образования в современной России определяется тем, что учебные заведения переходят к работе в рыночной экономике. Это изменяет их экономическую и социальную сущность и сближает учебный процесс в его качественных оценках со сложившейся в мировой практике системой образования.

Если в командно-административной экономической системе СССР качество образования, получаемого в средних специальных учебных заведениях, оказывало влияние в основном на трудоустройство выпускников, то в условиях рыночной экономики учебные заведения стали продавать образовательные услуги, и качество образования стало влиять на дальнейшую карьеру специалистов. Поэтому качество образовательных услуг стало важнейшей составляющей рынка, влияющей на приток студентов в учебное заведение (финансирование учебного заведения) и, соответственно, на экономическую эффективность его работы, которая, в свою очередь, стала определять качество образования.

Качество образования, как отмечалось выше, зависит от многих факторов: таких как уровень подготовки студентов, профессионализм преподавателей, структура и организация учебного процесса, материально-техническая база учебного заведения, его информатизация, инновационная политика и т.д. В еще не сложившейся окончательно, но уже действующей рыночной экономике современной России кардинально изменились требования к учебному процессу.

В первую очередь, изменились мотивации студентов.

При бесплатном образовании в СССР мотивации студентов заключались в получении диплома, а качество образования в расчет практически не принималось, так как оторванность учебных заведений от практики была настолько большой, что даже существовала расхожая фраза руководителей-практиков, которую часто слышали молодые специалисты: «Начинайте работу с того, что забудьте все, чему учились». Сейчас ситуация изменилась: выпускник вправе сам выбирать место своей работы, которое во многом зависит от качества его подготовки, т.е. он учится и пробует сам продавать свою рабочую силу, как способность к труду.

Поэтому мотивация к обучению большинства современных студентов состоит в получении как можно более качественного образования, причем образования с учетом специфики дальнейшей работы, поскольку уровень образования во многом определяет дальнейшую профессиональную карьеру и материальную обеспеченность выпускника. Студенты, оплачивая свою учебу, стали требовать более высокого качества обучения, даже предпочитая при этом более качественное платное образование платных колледжей бесплатному государственному образованию.

Маркетинговые исследования последних лет показали, что принципиально изменились также и мотивации преподавателей. Ранее определяющими были мотивы приобретения (заработная плата, возможность получения дополнительного заработка). В настоящее время ведущим мотиватором является удовлетворение, то есть интерес к работе, получение результата от трудовой деятельности, не исключая, конечно, материального интереса. Но в большей степени, чем раньше, сильны мотивации безопасности, то есть гарантии сохранения рабочего места. Именно эти мотивации и определяют трудовое поведение преподавателей. Так, для повышения своей роли и оценки в глазах студентов преподаватели внедряют новые педагогические и воспитательные технологии и инновации, для повышения своей оценки в глазах руководителей учебного заведения преподаватели участвуют в научной деятельности, публикуют научные работы и защищают диссертации, участвуют в научно-практических конференциях, руководят научно-поисковой работой студентов.

В результате изменяется роль преподавателя. Преподаватель – рассказчик нового материала и экзаменатор все больше уступает место преподавателю – организатору совместной со студентами познавательной деятельности по добыванию знаний. В связи с этим совершенствуются методы оценки качества работы преподавателя по различным направлениям.

Так, преподаватель, не занимающийся научной деятельностью, становится непривлекательным для учебного заведения, ибо он не только не является обладателем необходимого условия продуктивности его инновационной деятельности, но и сам превращается в своего рода обучающегося и обучающего по общедоступным литературным источникам. Как утверждает опыт, обычно это приводит к тому, что преподаватель превращается в транслятора определенного комплекса знаний, который способен усвоить и изложить любой человек. Качество образования при такой системе подготовки преподавателей заметно снижается, так как большинство педагогов-трансляторов ориентированы не на передачу знаний и умения их добывать самостоятельно, а на внедрение в сознание обучаемых лишь определенного набора усвоенного самими преподавателями истин, пусть даже путем механического заучивания.

В конечном итоге это приводит к тому, что молодой специалист, достаточно хорошо овладевший каким-либо предметом, не умеет использовать эти знания на практике. Опыт передовых российских и зарубежных учебных заведений показывает, что выходом из этой ситуации является переход не просто к преподаванию комплекса знаний, а к изучению способов и методов исследования действительности как основе добывания новых дополнительных знаний.

Не случайно академик П.Л. Капица в интервью однажды сказал: "В молодом возрасте не так важно, чему учиться, важно – у кого учиться".

В рыночной экономике на порядок изменились требования к знаниям и умениям специалистов: работник-исполнитель уступает место менеджеру, к которому предъявляются повышенные требования. Он должен не только знать свою специальность, но и уметь самостоятельно мыслить, иметь навык исследовательской работы, уметь использовать полученные знания при решении конкретных задач, определять закономерности, анализировать, обобщать явления и ситуации, принимать рациональные решения.

Социологические опросы студентов показывают, что они в качестве сильной стороны деятельности преподавателей отмечают их стремление вовлечь студентов в процесс усовершенствования читаемого курса, обсуждения его структуры, разработки учебно-методических материалов. Это длительный интерактивный и взаимообогащающий процесс. Взаимодействие преподавателей и студентов в совместных исследованиях позволяет постепенно формировать глубокие устойчивые знания не только в предметной области, но и в методике проведения научно-исследовательской работы, итоги которой выпускники учатся применять на практике.

Поэтому для повышения конкурентоспособности выпускника наиболее прогрессивные вузы в России (и подавляющее большинство вузов стран с развитой системой образования) привлекают студентов к исследовательской работе в форме написания курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов, участия в конкурсах, олимпиадах, экспериментах. Умение студентов самостоятельно добывать материал помогает на практике оценивать возникшую ситуацию, прививает навыки самостоятельного принятия решения, и в конечном итоге повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

В подготовке высококвалифицированных специалистов контроль качества учебного процесса, личные финансовые затраты на обучение изменяют отношение студентов к контролю их знаний. Большинство студентов по-прежнему стремится к получению на экзаменах как можно более высоких оценок, но при этом значительно изменилось и отношение их к учебным предметам. Приоритетным все более становится не демонстрация знаний, а понимание сущности и особенностей предметов, наиболее важных для будущей работы. В связи с введением платного образования повысилась ответственность студентов за качество получаемых знаний и все более увеличивается дифференциация отношения студентов к "нужным" и "ненужным" учебным дисциплинам.

Изменилось отношение и самих учебных заведений к контролю знаний студентов. Экзамены и зачеты все больше становятся итоговыми показателями не только уровня знаний студентов, но и понимания ими изучаемой дисциплины. На первое место выходят системы непрерывной аттестации студентов, так как только они могут объективно оценивать уровень подготовки. Поэтому в большинстве учебных заведений оценка за экзамен выставляется с учетом контроля того, как студент учился во время семестра.

Новые требования к знаниям и умениям выпускника вуза принципиально изменяют отношение к контролю качества и самого учебного процесса. А это, как известно, находит выражение в применении новых педагогических технологий, методических подходов, информационных технологий, организации обучающей и формирующей специалиста практики, в повышении квалификации педагогов в форме аспирантуры, докторантуры, соискательства, в умении привносить в учебный процесс итоги научных исследований. Изменение приоритета мотиваций студентов и преподавателей позволяют реализовать непрерывную систему контроля как усвоения знаний студентами, так и качества работы преподавателей, поскольку их мотивации совпадают с экономическими мотивациями института.

Для Омского экономического института это явление реализовалось в уменьшении числа "случайных" студентов, от чего контингент учащихся стал более однородным. Маркетинговые исследования показали, что у "новых" студентов появилась сформированная ответственность за оплату своего обучения, влияющая на его познавательную деятельность, самоорганизацию, заинтересованность и учебную дисциплину.

Сущность инновационных методов повышения качества образования состоит в том, что в учебный процесс внедряются новые методы и технологии обучения. Это – наиболее трудоемкий и высокозатратный механизм повышения качества образования, но в то же время он наиболее эффективен.

Рассматривая "качество образования" как многофакторную систему, реагирующую на все социально-экономические изменения в обществе, можно выделить две ее составляющие: административное государственное управление и инициативу носителей знаний – преподавателей.

Этот диалектический процесс находится в режиме саморегулирования: малая перспективность изменения форм преподавания административными методами компенсируется инициативой педагогов. Инициатива коммуникативных устремлений педагогического процесса поддерживается (но в то же время и сдерживается) федеральными стандартами образования. Как это ни парадоксально, но инновационная деятельность современных образовательных учреждений основывается на педагогической рефлексии преподавателей. Это подчеркивает сложившиеся противоречия между декларируемыми, но пока не развитыми в сложившемся рынке инновационными стремлениями государства и интеллектуальным уровнем преподавания. Благодаря этому процессу традиционный академический уровень образования все более уступает место научно-ориентированному подходу к более широкой подготовке специалиста для работы на благо всего общества.

Экономико-педагогическая проблема в данном случае состоит в том, что традиционная система образования ориентирована на усвоение готового дифференцированного знания и репродуктивный характер мышления. Инновационное обучение предполагает максимальное разнообразие элективных курсов, расширение спектра практик, решение задач из ситуаций реального мира, полифункциональное формирование специалиста.

Общая тенденция развития современных инновационных образовательных процессов основана на повышении мотивации студентов и преподавателей к созданию учебного процесса, максимально адаптированного к требованиям практики. На это направляются современные технологии образовательного процесса, конечная цель которых состоит в формировании специалиста, умеющего вливаться в любую предпринимательскую, производственную структуру и приносящего пользу как предприятию, на котором он работает, так и самому себе, и обществу в целом.

В целом маркетинговое управление образовательными услугами позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы он был экономически выгоден вузу, его выпускникам, привлекателен для рынка образовательных услуг и социальной жизни общества, интересен и полезен студентам, как будущим специалистам, стремящимся к получению качественных знаний.


1. Барановский А.И. Пути повышения конкурентоспособности образовательных услуг / Монография. – Омск: Издательство Омского педагогического университета, 2003 г.