Глава 4. Система менеджмента инновационного вуза и корпоративная культура


4.1. Информационная управленческая система вуза

В современных условиях внутренний контроль любой корпорации должен присутствовать на всех уровнях управления. Практически эффективная система внутреннего контроля - это гарантия успешной деятельности учебного заведения.

Основой системы внутреннего контроля является информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные). Ключевой для системы внутреннего контроля является информация о степени управляемости объекта контроля, т.е. информационная прозрачность данного объекта для возможности принятия эффективных управленческих решений (управления объектом). Качество информации в системе внутреннего контроля определяется по таким критериям, как достаточность, достоверность, своевременность, аналитичность (1).

Таким образом, из трех основных задач именно третья, то есть внедрение контроллинга, является решающим условием выполнения первых двух. Исходя их определения, что «система внутреннего контроля - это основа функционирования управленческой информационной системы, т.е. системы обработки и интеграции разнообразной внутренней и внешней информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления компаний»(2), мы неизбежно приходим к выводу, что информационные технологии являются наиболее эффективным инструментом для осуществления контроллинга в учебном заведении.

Проблема в том, какие технологии и как могут быть использованы. Иными словами, какой должна быть модель информационной системы, в частности, вуза.

Анализ опыта работы ряда высших учебных заведений, в частности, Волжского технического университета, Петрозаводского государственного университета, Кемеровского государственного университета, Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, Северо-Кавказского государственного технического университета, Смоленского государственного университета в деле создания информационных систем позволяет сделать определенные обобщения. Требования к информационной системе Волжского технического университета выглядят следующим образом.

Деловые процессы административной деятельности ВУЗа, как и любого предприятия, имеющего разветвленную структуру, должны быть сведены в единое информационное пространство. Подобная задача решается созданием распределенной информационной управляющей системы с удаленным доступом к единым информационным ресурсам. Такие системы кардинальным образом меняют природу взаимоотношений между органами образования и другими государственными органами, а также суть работы сотрудников самой организации. В сегодняшней ситуации, которая характеризуется частыми реорганизациями работы министерств и ведомств, информационные системы должны отличаться гибкостью и способностью легко адаптироваться к изменениям, быть независимыми от операционных систем и сетевых протоколов, обеспечивать способность легко вносить коррективы адекватно изменяющимся условиям. Система должна позволить не просто решить проблему создания в организации обмена электронной почтой и документооборота, широкого спектра приложений для совместной работы и автоматизации деловых процедур, но и предоставить возможности по созданию систем управления корпоративными знаниями, решающими задачи повышения эффективности, компетентности организации и их возможностей к инновациям и восприимчивости к изменяющимся условиям.

В Петрозаводском государственном университете при проектировании информационной системы основной упор был сделан не столько на характер информационных потоков, сколько на структуру самой организации.

В частности, предполагается, что расширение сфер деятельности и появление новых форм деятельности вуза предполагает наличие не только административной структуры, содержащей иерархически подчиненные структурные единицы. У вуза много структур, связанных с различными направлениями деятельности. Это и учебная структура, которая, имея такие же, как и в административной структуре, структурные единицы - факультеты и кафедры, содержит специальности, направления, специализации и группы. Это и научная структура, в состав которой входят научные темы, опытно-конструкторские работы, гранты. Это и финансовая структура, в которой определены центры финансового учета, и много других. Таким образом, необходимо проектирование такой информационной системы (ИС), которая позволила бы реализовать многоструктурный подход к организации управления вузом для представления целостной картины организационной деятельности. ИС управления организационной деятельностью, созданная в Петрозаводске, являясь базовым элементом интегрированной информационно-аналитической системы, регламентирует схему информационных потоков системы управления, уровни принятия управленческих решений.

Управленческий аспект преобладает и в информационной системе Кемеровского государственного университета. В целях системного подхода к поставленной задаче специалистами ЦНИТ КемГУ была разработана "Концепция построения информационно-аналитической системы (ИАС) управления КемГУ". Ее авторы исходят из предпосылки, что организация процессов управления - одна из важнейших задач в жизни вуза. Современные информационные технологии заставляют пересмотреть уже существующие в КемГУ способы работы с информацией и методы управления. Используемая структура коммуникаций позволяет перевести управление ВУЗом на совершенно новый технологический и управленческий уровень. Поставленное по программе "Университетские центры Интернет" Институтом Открытое Общество оборудование и программное обеспечение позволило по-новому взглянуть на те задачи, которые много лет стоят перед вузом в целом, в частности, на задачи управления вузом, а особенно - когда вуз имеет развернутую сеть филиалов.

Вследствие этого в КемГУ имеются объективные условия для организации единого информационно-образовательного пространства крупного учебного и научно-образовательного комплекса на базе Интернет-технологий. Такая инфраструктура должна быть открытой для сотрудников вузов, студентов и абитуриентов. Интеграция информационных ресурсов позволит использовать современные методы анализа состояния учебного процесса в вузе, планировать и эффективно управлять образовательной деятельностью.

Более узкая по своим задача ИС создана в Южно-российском государственном университете экономики и сервиса. Подготовка и распространение документации, а также взаимодействие различных подразделений университета базируются на использовании внутривузовской корпоративной информационной сети, включающей более 500 ПЭВМ и имеющей выход в глобальную сеть Internet по отдельному выделенному каналу со скоростью 256 кбит/с с возможностью увеличения, в случае необходимости, до 2 Мбит/с. К корпоративной информационной сети подключены деканаты, кафедры, лаборатории, колледж, лицей, гимназия, учебные компьютерные классы, отделы учебно-методического управления, НИО, библиотека, бухгалтерия и другие структурные подразделения. Однако, и здесь мы наблюдаем попытку совместить и технологический, содержательный принцип, исходящий из характера информации, и принцип соблюдения структуры.

Достаточно четко сформулировали концепцию информатизации в Смоленском государственном университете.

Информатизация СГУ преследует следующие основные цели:

  • организация учебного процесса на уровне, обеспечивающем требуемое качество профессиональной подготовки специалистов;
  • информационная и техническая поддержка научных исследований и подготовки научных кадров;
  • обеспечение эффективного управления вузом;
  • обеспечение ведущих позиций университета, как современного учебного заведения, сохранение его конкурентоспособности, повышение авторитета и привлекательности в глазах потенциальных абитуриентов и общественности.

Здесь же определены два основных типологических структурных элемента самой информационной системы:

Основными структурными элементами ИС являются:

  • информационно - телекоммуникационная сеть (ИТС);
  • информационный фонд (ИФ).

Однако, обозреваемые до сих пор информационные системы имеют один недостаток, на который справедливо указывают исследователи:

В настоящее время информационные системы в университетах используются только как системы управленческого учета, но не как системы управления процессами и ресурсами и принятия управленческих решения. Существует несколько компонентов управления, которые до сих пор либо отсутствуют в уже созданных информационных системах либо используются не в полной мере. В число этих компонентов входят: анализ, прогнозирование и ситуационное моделирование. Информационные системы, которые не включают в себя эти компоненты, являются обычными системами управленческого учета.

В общем случае, информационные системы предназначены для эффективного управления ресурсами университета (материально-техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными). Но рассмотрение информационных систем как наборов разнообразных баз данных, программ документооборота, материально-технического учета и менеджмента — неправильное. В подобном случае, информационные системы рассматриваются только с точки зрения создания, хранения и воспроизведения информации, но не с точки зрения анализа, прогнозирования и, тем более, ситуационного моделирования вариантов управления процессами и ресурсами университета (4).

Таким образом, из всего многообразия проблем, связанных с использованием информационных технологий в целом, конструированием и развитием информационных систем в частности, можно сформулировать перечень требований, который предъявляется к кадрам инженерно-технических работников учебных заведений. Если в функционирующем учебном заведении им отводится сугубо техническая роль – поддержание работоспособности технических средств обучения и информационных систем, то в эволюционирующем учреждении в круг должностных обязанностей входит значительная инновационная составляющая. Исходя из задач модернизации учебного процесса эти обязанности можно сформулировать следующим образом:

  • Техническое и технологическое обеспечение учебного процесса.
  • Информационное обеспечение научной и инновационной деятельности.
  • Информационное обеспечение самостоятельной работы студентов.
  • Информационное обеспечение управленческой деятельности.
  1. С.В. Рубцов. Целевое управление корпорациями / Монография. - 2001 г.
  2. Там же,с. 25.
  3. О.Ю. Насадкина, И.А. Попова. Информации оная система управления организационной деятельностью вуза.
  4. Крупинов А. В. Комплексная информационная система как средство принятия решений по управлению процессами и ресурсами университета. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.