Глава 3. Основные параметрические свойства модели инновационного высшего учебного заведения


3.2. Информационные ресурсы и образовательные технологии

Основные категории персонала учебного заведения предельно четко обозначены в Законе о высшем образовании, и мы имеем возможность выделить три из них, в наибольшей степени имеющие отношение к процессу профессионального обучения (1):

  • научно-педагогические работники;
  • инженерно-технические работники;
  • административно-хозяйственный персонал.

Нет нужды говорить о том, что данная структура персонала учебного заведения складывалась долго и в настоящее время под воздействием новых факторов развития системы образования подверглась значительной эрозии. В обозначенных категориях отсутствует как самостоятельная, такая категория работников, которая занимается менеджментом образовательного учреждения. Между тем, по мнению ученых и практиков, современное образование требует эффективного управления, основанно­го на глубоких знаниях - прежде всего образовательного права, менеджмента образовательных учреждений, образовательного маркетинга и т.д.(2) Сегодня администратор в сфере образования вынужден решать проблемы, связанные с определением стратегии и тактики развития учебного заведения, ростом конкуренции со стороны частных и зарубежных вузов, объективным включением образовательных учреждений в рыночные отношения. Другими словами, необходимы современные эффективные менеджеры, владеющие тактическими приемами, пригодными для любых целей и обеспечивающие успех стратегии для руководителя любого уровня, имеющие позитивный опыт управления, знакомые с технологией постоянного улучшения качества образовательных услуг всех структур образовательной системы.

Само по себе изменение условий существования образовательного учреждения в рыночной среде требует трансформации не только учебной деятельности, но и управления. Одна ситуация, когда мы имеем перед собой организацию функционирующего типа, где набор функций по осуществлению всего процесса обучения задан извне, следовательно, просчитан и оплачен теми государственными органами, которые эту парадигму и определили. Функции управления в данной организации в экономическом аспекте сводятся к контролю за выполнением процесса обучения в соответствии со стандартом, а также за соблюдением лимитов затрат. Организация эволюционирующая должна просчитывать каждую инновацию таким образом, чтобы конечная себестоимость образовательной услуги не превысила ее рыночную цену. Нет смысла говорить о том, что принципиально иными в каждом случае должны быть и системы управления, и процессуальные нормы выработки и принятия решений, и сами управленческие кадры.

Следует сказать, что проблема новой системы управления образовательными учреждениями входит в проблематику управления предприятием в условиях информационной революции и глобализации на ее основе. В научной литературе эта проблематика получила название менеджмента знаний. Временем зарождения менеджмента знаний как нового направления в управленческих на­уках можно считать 1993 год, когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.

Ряд исследователей напрямую связывают проблемы управления организациями в образовательной среде и предприятиями экономики. В частности, Рузаев Е.Н., Рузаева П.Е выделяют следующие исторические причины и теоретичес­кие предпосылки возникновения менеджмента знаний(3):

  • глобализация и обострение конкуренции, побуждающие университеты и промышленные корпора­ции искать конкурентные преимущества;
  • быстрое развитие и внедрение информационных технологий;
  • повышение общего технологического уровня образования, науки и производства. (Не случайно пионерами практического использования менеджмента знаний стали такие высокотехнологичные компании, как Xerox Corporation, Hewlett-Packard Company, IBM, известные вузы, как Технический университет Мюнхена, Университет Гамбурга, Университет Кельна, Университет Падеборна, Институт экономической информатики университета Саарланда, Стенфордский университет, Томский политехнический университет и т.д.)

Однако, было бы ошибкой сводить проблему менеджмента знаний только к информационным технологиям. С одной стороны, как уже отмечалось, развитие IT стало одной из исторических причин для зарождения менеджмента знаний. С другой — большинство авторитетных теоретиков и практиков менеджмента знаний утверждают, что IT в менеджменте знаний стоят на втором плане.

Создание единой информационной образовательной среды – ключевая проблема процесса модернизации системы российского образования. Этот вывод неизбежен при исследовании научных материалов, посвященных этой проблематике. Причины, побуждающие к движению в этом направлении, находятся за пределами собственно сферы образования, поскольку находятся в русле общемировых тенденций развития постиндустриального общества. Последние концептуальные веяния –определение образования как системы производства знаний. Клаус Д.Экк (4) выделяет здесь два подхода, которые мы с полным основанием можем применить к образовательным учреждениям:

  1. Первый реализуется в духе ньютоновских традиций и включает в себя комплекс идей, методов, ценностей и норм в рамках одной или нескольких научных дисциплин. Это в основном познавательный подход, имеющий отношение к науке вообще. Он предопределяет способствует выделению роли учебного заведения как научного учреждения.
  2. Другой подход, наоборот, применим в широком социальном и экономическом контексте, выходящем за пределы одной дисциплины. Для него характерны прикладное применение знаний, междисциплинарность, разнородность и организационное многообразие, связь с культурной и социальной сферами производства и использования знаний, понимание важности обеспечения качества с учетом социальных критериев. Эти принципы могут быть положены в основу организации учебного процесса.

В практическом плане эти подходы заставляют по-новому переосмыслить роль и значение информационных технологий в образовании. Исследования по этой проблеме проводятся не один десяток лет, но именно сейчас исследователи заговорили не просто об использовании этих технологий, но и о «повышении общей информационной культуры системы образования» (5). Задача поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий является основной целью Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Новый уровень предполагает, что ИТ должны использоваться не только в интересах решения частных задач в масштабах кафедры или факультета, но и вуза в целом. Мало того, перечень этих задач не должен ограничиваться учебным процессом, научным обменом, системой управления – речь должна идти о формировании целостной информационно-коммуникационной системы, обеспечивающей все вышеназванные функции.

Проблема, с которой мы сталкиваемся тут же (она сопряжена с проблемами использования ИТ и в других сферах) – выход за рамки собственно технические и технологические. Своеобразие этого момента отмечал основоположник современной теории менеджмента Питер Друкер, указывавший, что до сего дня, в течение уже пятидесяти лет, информационная революция была сосредоточена на данных - их сборе, хранении, передаче, анализе и представлении. Она сосредоточилась на букве "Т" в ИТ. Следующая же информационная революция задает иной вопрос: "Каков СМЫСЛ информации, и в чем ее НАЗНАЧЕНИЕ?" Это приводит к переопределению задач, которые должны исполняться с помощью информации, а затем - и к переопределению институтов, исполняющих эти задачи (6).

Говоря о единой информационной среде сферы образования, исследователи до сих пор чаще всего в качестве основного элемента такой среды имеют ввиду учебное заведение и внешние по отношению к нему источники информации. В меньшей степени наблюдаются попытки осмысления внутренней информационной среды самого вуза. В любом случае она должна обеспечивать функционирование следующих типов связей:

- интерактивный – или общение «на равных», когда идет равноправный взаимообусловленный обмен информацией;

- индуктивный – когда индивид лишь принимает информацию, не вступая в непосредственное отношение с ее источником, то есть общение получается односторонним;

- реактивный – когда индивид лишь продуцирует информацию, не получая обратной связи, либо не нуждаясь в ней. Снова одностороннее общение, но с противоположным вектором.

Категории персонала составляют кадровый потенциал вуза, как экономический фактор, непосредственно предопределяющий рыночную стоимость выпускника на рынке труда. Следовательно, экономическая эффективность вуза, как предприятия, будет зависеть от того, какая кадровая политика будет проводиться на уровне системы высшего образования в целом, насколько последовательно она будет осуществляться на уровне каждого высшего учебного заведения.


  1. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст.20
  2. Г. Козьмина. Нужны администраторы образования // Высшее образование. - №5 - 2004 г. – С. 11.
  3. Рузаев Е.Н., Рузаева П.Е. Менеджмент качества образовательных услуг и менеджмент знаний в высшей школе.//Качество, инновации, образование. - №1. – 2004 г. – С.7.
  4. Клаус Д.Экк. Знание как новая парадигма управления //Проблемы теории и практики управления.-№2. - 1998г.
  5. Лобанов Ю.И., Ильченко О.А. Управление знанием в открытом образовании. Часть 2.-М.,2004. – С.1
  6. Piter.F.Drucker. The following information revolution // Forbes. ASAP (August 24, 1998).