Глава 2. Процесс профессиональной подготовки на основе реализации концепции «человеческого капитала»


2.4. Образовательное учреждение как субъект экономики

Наблюдаемые в мировой (а под воздействием глобализации и в российской) экономике тенденции оказывают влияние на развитие системы российского профессионального образования в той степени, в какой сама система оказывается вовлеченной в экономику. Процесс этот, несмотря на всю динамику, длительный, эволюционный, и определенной своей частью лежащий в сфере государственной политики в сфере образования. На сегодня мы имеем целый комплекс не до конца решенных проблем, причем концептуального порядка. В частности, в научном мире продолжается дискуссия о том, в какой мере образовательное учреждение является полноправным субъектом рыночных экономических отношений?

При ответе на этот вопрос обнаруживается целый ряд подходов, заметно отличающихся друг от друга. С одной стороны, неоспоримо существование рынка образовательных услуг с вполне определенной конкурентной средой, на что указывает целый ряд авторитетных источников (1,2). Правомерно в таком случае считать образовательное учреждение предприятием, оказывающим такие услуги. Однако, этому препятствует отнесение в Законе РФ «Об образовании» образовательных учреждений к некоммерческим организациям. На это обстоятельство указывают сторонники того, чтобы исключить образовательные учреждения из сферы услуг, подчеркивая внеэкономический характер их деятельности, в частности, профессор А. Запесоцкий (3).

Нам представляется, что оба подхода – и тот, что считает учебное заведение исключительно социальным институтом, и те, кто относит его к категории экономических предприятий, имею право на существование. Вместе с тем, мы считаем, что в той мере, в какой знание становится средством производства, товаром, интеллектуальным капиталом, - в той же мере образовательное учреждение в большей степени проявляет признаки предприятия по оказанию образовательных услуг, а образование проявляет себя как сугубо экономическая категория.

Некоторые вопросы возникают в толковании самого понятия «образовательные услуги». Что, собственно, считать «услугой» - образовательную программу, некий набор профессиональных знаний, умений и навыков? Кто является потребителем услуг – государство, оплачивающее стоимость обучения из бюджета, предприятие, получающее специалиста, или сам студент?

Как экономическая категория, услуги – это деятельность, направленная на придание нового качества продукта. Услуги - в экономической теории - товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно. Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника. Таким образом, как экономическая категория, услуги характеризуются двумя основополагающими признаками. Это:

1) форма непроизводительного труда и в этом смысле - социально-экономическое отношение, выражающее потребление дохода;

2) определённая целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда (4).

Как субъект рынка образовательных услуг, учебное заведение вступает в договорные отношения по поводу этих услуг и с государством, и с муниципальными учреждениями, и с предприятиями-работодателями (они оплачивают обучение на так называемых плановых местах и по целевым направлениям) и непосредственно со студентами (они оплачивают обучение из собственного кармана). Отношения эти неоднозначны, зачастую имеют переходный характер, поэтому анализировать их необходимо с учетом существующих тенденций развития. Анализируя современные тенденции на рынке образовательных услуг, нетрудно заметить, что государство постепенно сокращает свою долю на нем, постепенно становясь не столько субъектом экономических отношений, сколько регулятором рынка; на первое место в качестве потребителей услуг выходят корпоративные и индивидуальные клиенты.

Вместе с тем, с полным основанием можно утверждать, что образовательное учреждение является субъектом еще одного рынка – рынка труда, и здесь поставляемый им товар – специалист. В этом случае мы наблюдаем попытку отнести образовательное учреждение к хотя и специфическим, но производственным предприятиям. В частности, О.А. Свиридов прямо рассматривает россий­ское образование с точки зрения отрасли, образова­ние как процесс с точки зрения производства, а уч­реждение образования (производственная единица) не как ограниченную в своих действиях форму юри­дического лица, а как полноценное предприятие, ко­торое является звеном развития экономики (5).

Некоторая раздвоенность экономической сущности образовательной деятельности заложена еще в классической экономической теории, по представлениям которой фабрика, которая шьет костюмы и удовлетворяет потребности многих потребителей, относится к сфере производства, а портной, который делает то же самое, но удовлетворяет потребности отдельного клиента – к сфере услуг (6).

Таким образом, обобщая различные точки зрения и подходы, мы приходим к следующим выводам:

· учебное заведение является полноправным субъектом рынка образовательных услуг как предприятие-поставщик;

· потребителями образовательных услуг являются студенты, корпорации-работодатели и государство.

Вместе с тем было бы ошибочным не учитывать те особенности, которые отличают образовательные учреждения от обычных предприятий сферы услуг, а производство образовательных услуг полностью идентифицировать с другими отраслями экономики. Учет этих особенностей и преодоление имеющихся противоречий происходит в том случае, если мы рассматриваем производство образовательных услуг как процесс инвестиций в человеческий капитал, а учебное заведение - как предприятие, представляющее механизм такого инвестирования.

Таким образом, учитывая основные тенденции экономического развития в постиндустриальном обществе, мы приходим к выводу о том, что структура капитала, как основной экономической категории, в значительной степени меняется. Особую важность приобретают те структурные элементы, которые включают знаньевую, информационную, интеллектуальную составляющую.

В этих условиях возникает трансформация отношений собственности на основе невозможности разделить собственно интеллектуальный капитал и работника. В соответствии с этим как общая, так и специальная профессиональная подготовка работника приобретает характер инвестирования в человеческий капитал.

Учебное заведение, таким образом, становится явным субъектом экономических отношений, что делает особенно актуальным вопрос о новой модели учебного заведения, адекватной реалиям инновационной экономики.


  1. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 1997. -№1.
  2. Барановский А.И. Пути повышения конкурентоспособности образовательных услуг: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
  3. Запесоцкий А. Платное образование – не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. – 2002. - №2.
  4. Услуги / Большая советская энциклопедия.
  5. Свиридов О.А. Особенности экономики вузов в условиях перехода к рынку // Качество, инновации, образование. – 2004. - №1.
  6. 6. Услуги / Большая советская энциклопедия.